О детских страхах.
Часть 2. Возрастная динамика страха. От 1 года до 3-х лет.
Период беременности и родов.
Беспокойство, испытываемое женщиной во время беременности, является первым «опытом» беспокойства у ребенка. Профилактика эмоциональных расстройств у детей должна начинаться еще до рождения. Важно, чтобы супруги знали, что период беременности – не самое луче время для сомнений в целесообразности рождения ребенка. Сдачи экзаменов и дипломных работ, выяснения отношений и принятия на себя повышенных обязательств.
При наступлении беременности женщину необходимо оберегать, быть к ней внимательными, чуткими, поскольку она более ранима и беспокойна и нуждается, как никогда, в эмоциональной поддержке близких. После рождения ребенка эмоциональное состояние матери должно быть в поле зрения не только педиатра, но и психолога – раз от состояния матери зависит самочувствие и психическое здоровье ребенка, также его сопротивляемость болезням.
Первый год жизни ребенка.
Беспокойство в отсутствие матери становится отчетливо выраженным в 7, а боязнь чужих – в 8 месяцев, что указывает на наличие эмоционального контакта с матерью и способность отличать ее от других, то есть на проявление избирательных отношений. Беспокойство в отсутствии матери означает прекращение эмоционального контакта, нарушение привычной эмоциональной взаимосвязи и, что самое главное, отдаление объекта привязанности. Это первый травмирующий опыт потери связи с окружающим миром, воплощенным пока в лице матери, опыт, который при дальнейшем его подкреплении является предпосылкой к развитию страха одиночества, особой чувствительности к разлуке, неразделенности чувств и тревожности в целом. Возраст 7 -9 мес. – это период повышенной чувствительности к возникновению тревоги и страха. Беспокойство в связи с отчуждением матери и страх перед заменяющими ее чужими людьми у эмоционально чувствительного и впечатлительного ребенка могут явиться толчком для развития в дальнейшем страха одиночества и страха общения в новой, непривычной обстановке.
От года до 3-х лет.
К 2 годам происходит осознавание ребенком собственной личности, своего «Я». Возникающее чувство родства является необходимой предпосылкой для развития чувства семьи, которое соотносимо с чувством человеческой общности. Формирование подобных психологических понятий возможно только в благоприятных семейных условиях, при эмоциональном контакте и взаимопониманиями с обоими родителями, при отсутствии постоянных семейных конфликтов. Тогда семья становится для малыша надежной защитой и позволяет ему в полной мере развить и реализовать свои способности и умения. Ребенок меньше беспокоится по ночам, крепче спит, не так реагирует на шум, яркий свет, перемену обстановки. Всего этого не происходит в тех семьях, где родители конфликтуют между собой, считая, что ребенок слишком мал, чтобы понимать их отношения. Безусловно, дети не понимают, но эмоционально воспринимают конфликт, испытывая чувство беспокойства каждый раз, когда неожиданно меняется поведение взрослых. Эмоциональное напряжение матери в конфликтной ситуации передается ребенку, неблагоприятно отражаясь на его самочувствии. Если мать годовалого ребенка очень расстроена, находится в подавленном настроении, не улыбается и почти не разговаривает с ним, зато часто приходит в возбужденное состояние и тоскливое настроение, о малыш капризничает, отказывается от пищи, беспокойно спит днем и ночью, становится вялым. Как только улучшается настроение матери, он заметно, не по дням, а по часам, эмоционально успокаивается и оживляется.
К двум годам дети довольно четко различают симпатии родителей, и плачут от обиды и вмешиваются в разговор взрослых, не в силах перенести отсутствие внимания, «прилипают» к родителям не позволяя долго разговаривать с кем-либо. Налицо ревность – желание безраздельно обладать объектом любви и привязанности, в качестве которого выступает мать. Беспокойство из-за недостатка ее чувств в полной мере отражается во сне, наполняя ужасами исчезновения матери и отсутствия при угрозе извне. Таким образом, беспокойство выступает в качестве такого диктатора дневного неблагополучия ребенка, отсутствия уверенности в прочности и незыблемости семейного эмоционального окружения.
Проблемы страхов у детей не существует у тех родителей, которые уверенно и в то же время гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы с их «Я». Страхов в первые годы всегда меньше и они быстрее сходят на нет, если мать рядом с ребенком, в семье доминирует отец, родители не ведут «войну» с упрямством, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой формирующееся «Я» ребенка, если сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.
Читайте в следующем выпуске «О детских страхах» - возрастная динамика страха, от 5 до 7 лет.
Вы можете задавать свои вопросы по теме.
Психолог МУ «СРЦН» Пустовалова Светлана.
29.07.2009г.
|