Прокуратурой области проведена проверка исполнения региональной энергетической комиссией Кемеровской области (далее – РЭК) полномочий по осуществлению тарифного регулирования в сфере тепло- и электроснабжения. Установлено, что РЭК функции по проведению экспертиз предложений об установлении цен (тарифов) (далее – экспертизы) на услуги регулируемых организаций переданы ОАО «Агентство энергетических экспертиз» (далее – Агентство). Для указанных целей РЭК с Агентством заключены государственные контракты № 2/2013.213557 от 03.12.2013 и № 2014.285924 от 06.10.2014.
Организации, включенные в государственные контракты, составляют большинство регулируемых организаций области, осуществляющих деятельность в сфере тепло- и электроснабжения (в 2014 году – 76 % от общего числа). Во исполнение государственных контрактов Агентством с 2013 года по 20.11.2014 проведены 184 экспертизы, которые РЭК использует при тарифном регулировании в качестве экспертиз, проведенных регулирующим органом. Оценку достоверности их результатов РЭК не дает, экспертов из числа своих сотрудников по таким тарифным делам не назначает. Фактически тарифные решения по соответствующим организациям принимаются Агентством.
Одновременно Агентство оказывает тем же регулируемым организациям консалтинговые и экспертные услуги на основании гражданско-правовых договоров. Общая стоимость таких договоров, заключенных Агентством с регулируемыми организациями с 2012 года по 30.11.2014, составила более 200 млн. рублей. Из них более 140 млн. рублей составила стоимость договоров, связанных с оказанием услуг по расчету необходимой валовой выручки (далее – НВВ), которые фактически аналогичны работам по экспертизам, являющимся предметом государственных контрактов. Отдельные договоры также предусматривали представление Агентством интересов регулируемой организации на заседаниях правления РЭК. Предметом остальных договоров в основном являлись не предусмотренные законодательством экспертизы материалов для утверждения нормативов технологических потерь, удельных расходов топлива, создания запасов топлива.
Цены таких договоров определяются произвольно в рамках договоренностей Агентства с регулируемыми организациями и впоследствии включаются Агентством в их НВВ в рамках экспертиз для РЭК, результаты которых принимаются РЭК без дополнительных проверок, в том числе без оценки экономической обоснованности таких договоров, а также их цен. Указанные факты создают условия для заинтересованности Агентства в увеличении НВВ регулируемых организаций. Договоры на оказание услуг, связанных с расчетом НВВ, дублируют функции РЭК по проведению экспертиз, а также работы, выполняемые Агентством для РЭК, и не имеют экономического смысла для производственной деятельности регулируемых организаций.
Соответствующие расходы являются экономически необоснованными и на основании п. 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, подлежат исключению из их НВВ. В нарушение указанной нормы РЭК не исключает затраты на данные услуги Агентства из НВВ регулируемых организаций. Следствием этого явилось необоснованное увеличение тарифов регулируемых организаций в 2012-2014 годах. Данные обстоятельства также создают условия для лоббирования Агентством интересов регулируемых организаций, включения в их НВВ иных экономически необоснованных расходов.
В соответствии со ст.ст. 20, 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», ст.ст. 3, 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» основными принципами государственного регулирования в электроэнергетике и теплоснабжении являются обеспечение доступности услуг регулируемых организаций, экономической обоснованности их затрат, защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов).
Пунктом 22 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, предусмотрено, что регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов). Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями.
В соответствии с п. 11 Регламента, утвержденного приказом ФСТ России от 28.03.2013 № 313-э, в случае сложности соответствующей экспертной работы, обусловленной отсутствием у штатных экспертов технической возможности для ее выполнения, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами). Согласно информации РЭК отсутствие технической возможности для проведения экспертиз силами РЭК выражается в недостаточной штатной численности указанного органа. Однако недостаток штата носит организационный, а не технический характер и не является основанием для передачи государственной функции коммерческой организации.
Пунктом 28 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, п. 15 Регламента, утвержденного Приказом ФСТ России от 07.06.2013 N 163, предусмотрено, что орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов). Право органа регулирования привлекать к проведению экспертиз предложений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения сторонние организации действующим законодательством не предусмотрено.
В связи с этим у РЭК отсутствуют полномочия по заключению государственных контрактов на проведение экспертиз в сфере теплоснабжения, а также по расходованию на их финансирование бюджетных средств. В нарушение указанных норм РЭК экспертизы в отношении большинства регулируемых организаций электро- и теплоснабжения области не проводятся. Полномочия по проведению таких экспертиз, а также по принятию тарифных решений фактически переданы коммерческой организации, которая, имея договорные отношения с регулируемыми организациями, заинтересована в увеличении их НВВ.
Таким образом, имеет место устранение РЭК от осуществления функций государственного регулирования тарифов в сфере электро- и теплоснабжения и контроля за их экономической обоснованностью в отношении регулируемых организаций, экспертиза тарифных дел которых передана в Агентство. Указанные факты создают условия для необоснованного роста тарифов на услуги электро- и теплоснабжения для потребителей Кемеровской области, в том числе для населения.
Грубо говоря, по-русски, этот самый волшебный РЭК сливает все ресурсоснабжающие компании в некое ОАО, которое за некоторое вознаграждение утвердит вам любой тариф. Как мы видели, порядка 200 миллионов за 2 года ресурсники заплатили это Агентству. А что включается в тарифы? Туда закладываются те самые джипы, дачи, коттеджи, предметы роскоши и пр., что по факту оплачиваем потом мы, население. Но такая схема нашим чиновникам удобна, так как она создает благоприятную атмосферу для коррупции, которой, я уверен, некоторые пользуются в полном объеме.Прокуратуре отдельное спасибо за такую большую работу. Будем надеяться, что все эти "серые" схемы скоро будут ликвидированы.
http://o-gorod.net/news/352196/