Самолёты. Сверхзвуковые. После "взрыва" слышен гул самолёта. Стоял на машине возле завода. Грохнуло не хило. Машина качнулась, сработали сигналки на стоянке. И загудел самолёт. Приезжаю домой, бабуля с круглыми глазами с соседнего подъезда - Что это было? Сегодня опять хлопнуло, но в квартире гула от самолёта не слышал. От ракетоносцев хлопков не было. Тихо летят.
С «хлопком» происходит недоразумение, вызванное неверным пониманием термина «звуковой барьер». Этот «хлопок» правильно называть «звуковым ударом». Самолет, движущийся со сверхзвуковой скоростью, создает в окружающем воздухе ударные волны, скачки воздушного давления. Упрощенно эти волны можно представить себе в виде сопровождающего полет самолета конуса, с вершиной, как бы привязанной к носовой части фюзеляжа, а образующими, направленными против движения самолета и распространяющимися довольно далеко, например до поверхности земли.
Когда граница этого воображаемого конуса, обозначающая фронт основной звуковой волны, достигает уха человека, то резкий скачок давления воспринимается на слух как хлопок. Звуковой удар, как привязанный, сопровождает весь полет самолета, при условии что самолет движется достаточно быстро, пусть и с постоянной скоростью. Хлопком же кажется проход основной волны звукового удара над фиксированной точкой поверхности земли, где, например, находится слушатель.
|